Описание проекта
"Поволжский виртуальный музей кино" - историко-культурный просветительский медиапроект, цель которого - зафиксировать историю кино в Саратове, расказать о документалистике Нижне-Волжской студии кинохроники и архивах студии Немкино, до 1941 года существовавшей на территории Республики немцев Поволжья, рассказать о фестивале документальной мелодрамы «Саратовские страдания». В основу проекта легли интервью и рецензии "Дневника фестиваля «Саратовские страдания»" - печатного органа фестиваля, создававшегося силами молодых преподавателей и студентов Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета с 2005 по 2014, записи устных воспоминаний, материалы СМИ. В своей работе мы опирались на широкий круг источников, среди которых необходимо особо выделить «Саратовский кинословарь» Е.М. Барыкина.
В структуре музея предполагается четыре главных блока: кинозал (показ архивных и новых фильмов, социальные проекты на основе кино), кинофестиваль (актуальная афиша, программа, авторские и зрительские подкасты, фестивальные новости); киномузей (виртуальные экскурсии по кинематографическим объектам поволжских городов, деятели кино, кинохроника, телевизионная документалистика, киношкола (лекции и мастер-классы для студентов и школьников).
Нас поддержали
Николай Николаевич Досталь
Президент фестиваля "Саратовкие страдания",
кинорежиссёр, народный артист РФ
Косвенно я имею отношение к Саратову, так как в этом городе родился мой отец – советский кинорежиссёр Николай Досталь. Непосредственно познакомился с фестивалем "Саратовские страдания" и его командой годом раньше – в 2018, когда был председателем жюри. Уверен, что все 17 лет своего существования саратовский киносмотр делает важную для документального кино работу – ищет варианты заинтересованных контактов между создателями фильмов и их зрителями. При этом использует не только российский, но и мировой кинематографический опыт, в частности, Германии. Создание на основе архивного фестивального контента виртуального киномузея – логичное продолжение многолетней работы и новая возможность привлечь практически неограниченную аудиторию к фестивальным опытам саратовского кинематографического сообщества. Буду очень рад, если Фестивальный центр, при содействии партнёров, сможет создать пока ещё редкий вариант бытования кино в интернете – виртуальный киномузей.
Андрей Михайлович Шемякин
Вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ, кандидат филологических наук,
член Экспертного совета Минкульта по фестивальному движению (до 2020 г.)
Фестиваль "Саратовские страдания", уникальный и по своей идее, и по функции в отечественном фестивальном движении, в разные годы возглавлявшийся значительными документалистами бывшего СССР, несёт важнейшую миссию в кинокультуре современной России. Он ставит важную проблему, ключевую для будущих прокатчиков неигрового кино. Для телевидения это проблема формата, жёстко структурированного сеткой каждого канала. Для фестиваля - это жанр, - понятие, пришедшее из литературы, но в кино помогающее определить потенциальную аудиторию, в том числе - фестивальную. "Саратовские страдания", - фестиваль документальной мелодрамы, - уже много лет ведёт огромную просветительскую работу в российских регионах, помогающую документалистам и их зрителям сориентироваться в культурном пространстве в процессе его становления. В региональном своём значении фестиваль уникален ещё и потому, что именно в Саратове кинематография стала развиваться быстрее, чем где бы то ни было в регионах России. Именно здесь был выпущен единственный в своём роде "Саратовский кинословарь", - в других городах уже пишут справочники и монографии, но такого Словаря больше нет. Естественное, создание виртуального музея кино совершенно необходимо в продолжении этой объединительной культурной миссии. Кинокультура сегодня, - наряду с формированием сети проката и фестивальным менеджментом, поскольку лишь благодаря фестивалям, куда ещё с конца 90-х постоянно входят ретроспективы, пока возможно хоть какое-то публичное существование документалистики, - важнейшая составляющая современного кинопроцесса. А без активного знания истории кино - нет и не может быть понимания всей глубины и сложности ориентации в его сегодняшнем настоящем. Виртуальный киномузей – возможность для широкого круга зрителей получать самые современные знания в этой области.