Советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, педагог
Отечество – это не только место, где ты родился и вырос. Это земля, где жили твои предки, где осталось друзья, где ты любил и любили тебя… Для меня – это, конечно, Саратов. И ещё Господь дал мне счастье чувствовать мою Родину. Не преувеличивая собственного значения, однако, вслед за Андреем Платоновым могу сказать: «Россия без меня не полная». Уверен, такое восприятие Отечества передаётся по наследству.
Отечество – это не только место, где ты родился и вырос. Это земля, где жили твои предки, где осталось друзья, где ты любил и любили тебя… Для меня – это, конечно, Саратов. И ещё Господь дал мне счастье чувствовать мою Родину. Не преувеличивая собственного значения, однако, вслед
за Андреем Платоновым могу сказать: «Россия без меня не полная». Уверен, такое восприятие Отечества передаётся по наследству.
В 2005 году с младшим сыном Павликом мы ехали в поезде от Саратова до Волгограда. Делали фильм «Дорога к Сталинграду» про санитарный эшелон, которым командовал в годы войны мой отец Павел Кондратьевич Табаков. По сценарию общались в пути с тремя замечательными ветеранами. Они рассказывали о своих путях-дорогах войны. Мы потратили на съёмки несколько дней. Когда вернулись, Павлик этот фильм посмотрел. И однажды утром - мы с ним пораньше просыпались, чтобы пообщаться перед его уходом в школу - включил какую-то муть по телевизору. И вдруг звук убрал и запел: «Вставай, страна огромная…». Это – если говорить об участии в документальном кино.
В конечном итоге мелодрама не менее древний жанр, нежели трагедия и комедия. В России рецепт занятий искусством сформулирован А.С.Пушкиным: «Над вымыслом слезами обольюсь…» А где лучшие условия для работы слезных желёз, как не в мелодраме? В этом смысле очень важно, что мелодрама имеет отношение к реалиям жизни, нас окружающей. И не просто населена людьми из того времени, а говорит, насколько эти люди пытаются сделать окружающую жизнь более достойной, более цивилизованной, более гуманной для человека. Потому что человеку сегодня – и во всем мире, и у нас в России – живётся, мягко говоря, не слишком просто.
У нас очень хорошая школа документалистов. Микоша, Джемма Фирсова, Луньков. Если вычленять специально мелодраму, я думаю, это не буквально надо воспринимать, что, дескать, фильмы с сентиментальными подробностями и обязательным счастливым или несчастливым концом.
Это возможность полноценно рассказывать о времени. В конечном итоге, «раскрашивать картинки» можно как угодно, но слово «социальный» прежде всего предполагает защиту кого-то. Наверное, защите людей от равнодушия и бесчувствия должна посвятить себя современная мелодрама.
Когда мы слушаем «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, то это для нас рассказ не о страстях великого композитора, греховных или возвышенных, а, по сути дела, его пристрастия – жизненные, человеческие. Так и «Саратовские страдания» – это размышление о человеке, о его болях, его радостях, любви, ну и, наверное, о его ненависти. Мне кажется, что сам факт возникновения в нормальном провинциальном городе, каким является мой родной Саратов, такого фестиваля - это, в общем, вызов. Вызов, свидетельствующий о том, что общественная жизнь в этом городе наличествует, что она требует выхода, как требует выхода каждая человеческая душа, взыскующая не только хлеба насущного сегодня, но и болящая о том, что завтра будет с нами, с нашей землей, с нашими детьми, внуками.
«Все движется любовью», - написал когда-то Осип Мандельштам. Эту великую истину, о которой в наше время победивших товарно-денежных отношений мы часто забываем, проповедует и воскрешает «смешной» жанр документальной мелодрамы. По сути, наш фестиваль перебрасывает мостки от одной живой души к другой. Уверен, что прогулка по этим торным мосткам документального киноискусства одинаково полезна профессионалам и зрителям.
Настоящее искусство в России – это всегда немного страдание. Коллективное и индивидуальное страдание и сострадание актеров, режиссёров, сценаристов. Но главное – чтобы не страдал зритель, чтобы он, посмотрев хорошее кино, получил с экрана хоть толику душевной энергии и житейской мудрости. В век блокбастеров и спецэффектов простые жизненные истории по-прежнему милее, драгоценнее сердцу зрителя, и не только нашего: с каждым годом саратовский фестиваль увеличивает число своих друзей в России и в мире.
Мои земляки всегда были чутки к показу на экране правды человеческих чувств и переживаний. Всё это есть в документальной мелодраме. А, значит, фестиваль с полушутливым, на первый взгляд, названием делает по-настоящему серьёзную и перспективную работу.
2009 мс