Библиотека

Алексей Федорченко: Наши и иностранные картины различаются не только сметами, но и отношением к материалу

Автор: Ольга Харитонова

-Алексей, хочется спросить прежде о феномене вашего родного Екатеринбурга, где невероятное количество талантов и творческих идей в сфере культуры проявилось за последние годы. 

- А нам не кажется, что их было слишком много. Можно было бы и больше. Если серьезно, то действительно так сложилось, что во всех направлениях искусств в Екатеринбурге есть достойные представители – и в театре, и в музыке, и в танце, и в кино, и в литературе, что приятно на самом деле. 

- Вы как-то держитесь друг друга, существует ли понятие среды культурной? 

- Нет. Нет. Все отдельны. Конечно, многие друг друга знают. Но чтобы участвовать в общей жизни какой-то – такого нет. Действительно, слишком много, видимо, этой жизни образовалось, много событий, город имеет свои культурные традиции, но мы редко пересекаемся. 

- У Вас не возникло желания как у документалиста сделать фильм о ком-то из творческих коллег? 

- Вы знаете, ЖЗЛ – это не совсем мое, мне было бы просто не интересно делать такие фильмы. 

- Ваша жизнь как-то изменилась после полученного в Венеции приза? 

- Да. Раньше обо мне никто не знал, теперь знают многие. Губернатор дал свою премию, мэр – тоже. Мне очень комфортно живется в Екатеринбурге, несмотря на то, что завистников хватает. Их хватает, вероятно, в любом городе, я стараюсь таких людей просто не замечать. 

- Алексей, а есть ли еще после и кроме «Первых на луне» какие-нибудь мифы, просящиеся в кинопроизводство? 

- Мне бы, конечно, не хотелось заниматься тем же самым, хотя, есть конкретное предложение с очень интересной темой. Если я возьмусь за него, то это будет сильно. И совсем не похоже на «Первых на луне». Миф есть необыкновенно интересный, редкий. О чем, сами понимаете, сказать пока не могу. 

- Что Вы думаете о центростремительной тенденции в развитии культуры? Нам нужно держаться своих городов или тот дурак, кто вовремя не свалил в столицу? 

- Центричность, с одной стороны, неизбежна. С другой – нужна провинциальность в хорошем смысле слова, потому что для художника важно отличаться от общей массы. Москва нивелирует и переламывает слишком многих. Поэтому в Москву переезжать не хочется, а мне хорошо и в Москве, и в Нью-Йорке. Провинциальным человеком в плохом смысле слова себя не чувствую. 

- По первому образованию Вы экономист. Был ли все же определенный расчет в «Первых на Луне» - картине, которая, на мой взгляд, кажется лишенной прагматики начисто? 

- Это, конечно же, чувственная история, и никакого расчета тут не было. Были сомнения большие в том, как именно ее строить. Но когда я определился со стилистикой, степенью условности и степенью достоверности, мне стало все понятно. Не было желания никого обмануть и ничего очернить, а существовало намерение сделать картину о наших отцах-дедах с уважением, сделать фильм о настоящих героях, которых перемололо государство. 

- Ваши впечатления о фестивале? 

- Впечатление о программе очень хорошее. Единственный ее недостаток – яркое различие между иностранными фильмами и нашими, которое есть не только в сметах, они несравнимы, но и в отношении к материалу. Наши картины суетливы. Режиссёры пытаются сделать все очень быстро, желательно за один-два дня, и не особенно думают над материалом. Это очень видно и очень жалко.

Харитонова О. Алексей Федорченко: Наши и иностранные картины различаются не только сметами, но и отношением к материалу  // Дневник «Саратовских страданий». 2007.