Библиотека

Андрей Шемякин: «У зрителей должно сложиться впечатление, что такой фестиваль нельзя пропустить»

Автор: Ольга Харитонова

Своими впечатлениями о фестивале мы попроси- ли поделиться члена жюри, известного кинокритика, автора и ведущего программы «Документальная камера» телеканала «Культура» Андрея Шемякина. 

— Андрей, нас всех сегодня больше всего интересует, что нужно сделать, чтобы фестиваль в Саратове развивался правильно и перспективно. Что бы Вы как опытный фестивальщик могли здесь посоветовать? 

— Вопрос очень ответственный, потому что всегда легче советовать, чем делать. Тем более что этот фестиваль мне особенно дорог — его организаторы советовались со мной на самой ранней стадии создания «Саратовских страданий». То, что придумано, на мой взгляд, чрезвычайно интересно. А проблем я вижу четыре. Первая — долгосрочная: необходимо вернуть публику в зрительный зал, сделать все, чтобы люди смотрели документальное кино. Осуществимо это далеко не сразу, но на это нужно направить все усилия, включая помощь городской гуманитарной интеллигенции. Появление Светланы Васильевны Кековой в этом смысле меня чрезвычайно обрадовало. Это имя серьезное и известное далеко за пределами Саратова. Вторая проблема связана с кинематографом как таковым. Половина концепции фестиваля — это его место. Место здесь выбрано очень точно. Еще половина — место должно быть живым в смысле самого кино и наличия того, что можно увидеть только здесь, как в Питере или Екатеринбурге. Кинопроизводство, ретроспективы, то есть программа и контекст. Это тоже цели долгосрочные и вашим «Страданиям» по силам. Еще одна вещь по необходимости связана с регламентом. Конечно, призов должно быть существенно меньше. И призы жюри должны быть отбиты от призов общественных организаций.Церемония закрытия хорошо была сделана, стала настоящим праздником, который мне понравился. Но у жюри — своя ответственность и отдельная. И, конечно, от коллег кинокритиков и журналистов фестивалю тоже необходима помощь. Еще один момент связан с такой неочевидной вещью, как ощущение события, которого ждут. То есть работа над следующим фестивалем должна начинаться на следующий день после того, как завершился предыдущий. Нужно ездить, смотреть, заботиться об эксклюзиве, специальных программах — на это требуются немалые деньги, которых нельзя жалеть. У зрителей должно складываться ощущение, что фестиваль нельзя пропустить. 

— Программа «Саратовских страданий» этого года, на наш взгляд, заслуживает анализа и комментария профессионалов. Как она смотрится на фоне других известных вам фестивалей документального кино?

— Могу сказать прямо и безо всяких скидок, что в конкурсной программе «Страданий», как в капле воды, отразилась общая ситуация в документальном кино: оно становится гораздо более однообразным. Здесь, в Саратове, почти не было телевизионного мейнстрима, зато есть квазидокументальное телевизионное полулюбительское кино, репортажное, публицистическое, от которого задыхаются все фестивали. Потому что телевидение уже несколько лет как начинает диктовать свои законы. Одинаковые, то есть однообразные фильмы на фестивале были, но немного. Неумение рассказать историю касается всего среза нашего документального кино. Как и неумение оценить форматность темы, то есть на сколько твоя история претендует. Неумение отличить материал от сюжета: кажется, сняли, нашли интересных людей — и фильм готов. Ничего подобного. Его еще нужно придумать. Говорю жуткую банальщину, но она по-прежнему актуальна. Самая дефицитная профессия в документальном кино сегодня — это сценарист. Катастрофически их не хватает. А операторов, наоборот, много. Мы отметили замечательную работу, но можно было с легкостью дать призы еще как минимум пяти картинам за отличную операторскую работу. Еще один общий момент: по неизбежности стала уходить из нашего кино повседневная жизнь людей. На этом основании легко покупать и подкупать зрителей, когда, по большому счету, в кино, кроме любопытного персонажа, и нет ничего, а нравится. В этом эффект фильма «Привет, Феллини!», получившегося на обаянии режиссера и несравнимого с его предыдущей работой — «Под открытым небом». Есть материал фильма, и есть фильм. Важно их не путать. Я не верю в якобы простое кино для простого зрителя. Нет у нас таких. Но об этом выгодно говорить сейчас, чтобы заполнить экран поделками по демпинговым ценам. Нужно отстаивать кино. То, что растет и развивается изнутри материала, а не кроить по стандартным внешним лекалам. Поэтому, конечно, срез на «Саратовских страданиях» вполне добросовестный, коллеги поработали качественно.

— Решение жюри во главе с Артаваздом Пелешяном отдать главный приз дебютной картине Марии Кравченко — неожиданный и серьезный шаг. Ваше впечатление от «Собирателей теней». 

— Относительно этого фильма уже складывается легенда про то, что это публицистика на больную тему. Ничего подобного. Здесь я могу повторить, извините, то, что сказал Пелешян, отметивший прежде всего его образный язык. А меня подкупила исповедальность фильма. Происходит рискованнейшая вещь — режиссёр ставит себя в центр повествования. Такое мало кому удавалось. Это еще и поступок человеческий. Дальше можно было взять криком. Но в картине боль преодолена, вернее, претворена в повествование. Были бы саратовцы в жюри, вряд ли бы рискнули дать ей главный приз. Для этого нужен был авторитет Пелешяна. И полное единодушие жюри. Дело не только в конкретной чеченской проблеме. «Собиратели теней» — исповедь о том, что есть потерянный рай детства, в который нельзя вернуться. И это опыт каждого человека. А здесь нельзя вернуться в потерянный рай, потому что он уничтожен. Уничтожена страна детства. После этого фильма должна быть долгая пауза на эту тему, потому что дальше необходим следующий уровень осмысления. Кроме того, у истоков темы — Подниекс, уже покойный, с картиной «Крушение империи». Так что молодой режиссёр со своим дебютным фильмом попадает в очень серьезный ряд. И нужно еще рискнуть громко об этом сказать.

Харитонова О. Андрей Шемякин: «У зрителей должно сложиться впечатление, что такой фестиваль нельзя пропустить» // Дневник «Саратовских страданий». 2006.