Библиотека

Андрей Титов: «Людей интересных на наш век хватит»

Екатеринбургский режиссёр Андрей Титов представил на Вторых "Страданиях" свой дебютный фильм «СССР-Россия - Транзит».

История, рассказанная Титовым, - о трех вполне состоявшихся мужчинах, с совершенно определенными взглядами на мир, собственной философией и яркими характерами. Все они живут в глубокой провинции. Олег Коновалов в городе Волчанске - частный предприниматель и владелец продуктового магазина, коллекционирует портреты и бюсты советских вождей и с ностальгией вспоминает имперское прошлое. Фермер Михаил Рвачев из деревни Кислово, поверивший в перестройку и перемены, строил поместье, но был вынужден отдать хозяйство за долги. Безработный Виктор Бочкарев из маленькой деревеньки Усть-Салда, Верхотурского района ремонтирует односельчанам телевизоры и радиоприемники и каждый вечер выходит на связь с инопланетянами.

- Андрей, фильм долго снимали?

- Герой, который собирает раритеты советского времени, был снят за одну недельную командировку. Судьбу фермера приходилось отслеживать на протяжении четырёх командировок, причем, когда наступает крушение всех иллюзий, человек меньше идет на встречу. Бандиты, которые отнимали имение, вообще сниматься не хотят, сами подсознательно понимают свою нетелегеничность. Так что иногда приходилось устанавливать камеру, делать вид, что снимаю природу, а потом потихоньку переводить на них. Товарищи бандиты фильма ещё не видели, но я не думаю, что их это заденет- ведь они своего добились, а это для них, пожалуй, главное. Монтировался фильм долго - на протяжении пяти версий: создал одну версию, почесал череп, что-то не то. Каждого героя делал отдельной новеллой; потом стал их перемешивать, сначала в одной пропорции, потом в другой; казалось, то один герой должен быть ключевым, то другой. Но на пятой версии понял, что от добра добра не ищут. Данная версия меня не устраивает на сто процентов. До совершенства можно доводить бесконечно, но что я хотел выразить, я выразил. Выполнил основную задачу.

- Как вы нашли своих героев?

- До этого работал журналистом, поэтому какие-то наметки были, ездил по всем деревням и городам, практически в трети деревень Урала побывал. Когда работаешь журналистом, чувствуешь, что некоторые герои перерастают рамки сюжета - характерные, фактурные, богатые до неимоверности. Задумка мучила на протяжении последних лет работы журналистом. Подбирал героев, мучимых глобальными идеями: новым поиском смысла жизни, существования в духовном вакууме, на пепелище веры, в мучительном самооправдании, самоопределении.

- Почему вы выбрали именно этих героев?

- Изначально в сценарной заявке были прописаны пять героев, потом стали отсеиваться. Чтобы не было калейдоскопа, остановились на трех, наибо лее фактурных, наиболее значимых. Но это не значит, что я забыл об остальных. Они обязательно всплывут, будут в наметках для следующих фильмов.

- Эпизод с пожаром – кульминационный в фильме. Как удалось его снять?

- На самом деле пожар сняли совершенно случайно. Приехали во время одной из командировок к герою, припоздали чуток на этот пожар. Уже на концовочку. Час до этого полыхало капитально. Нацепили на героя микрофон, понятно, ему не до этого, тушат вокруг. А как без микрофона? Тушат в каком-то исступлении, в состоянии беспамятства. Если следишь за интересным человеком, то видишь - с ним всегда происходят интересные события. Например, про выставку. Мы созванивались-созванивались с героем, а он сам позвонил: «Приезжайте, я тут выставку организую». Вырвались, приехали - выставка военных раритетов. С "космонавтом" после съемок созванивались: улетел - не улетел? Выходили на связь. Многие местные жители корабли видели. Я ночью тоже выходил на связь, но не видел, видимо, мало самогонки выпил. Я старался о героях рассказывать, не давая точных оценок, меня радует, когда отношение к герою складывается неоднозначное. Ко всем трем героям. Коммерсант этот, он издевается, стебается или для него развал СССР - это действительно крах? Сергачев – он Манилов, не созидательный, беспочвенный, или нет, ведь со стороны - основательный, кряжистый? "Космонавт" – нормальный или нет? Ведь глаза -то нормальные, лукавые. Жизнь сложная, многогранная, это я и пытался передать. Если герой вызывает споры, то это хорошо. Если нет, то это либо режиссёр не доработал, либо герой.

- В Вашем фильме много съемок в движении. Это большая нагрузка на оператора…

- Да, снимали с плеча. Трудно ли, надо спросить у оператора. Он был моим начальником, когда я работал на телевидении. Сложно было: я привык за шесть лет, что он мной руководит. Но потом нормально, срослись. Сложно будет в следующем проекте: четыре часа на поезде, пять по бездорожью со скоростью 20 километров в час по ухабам трястись, потом восемь часов на катере, потом три часа на дрезине, потом пешком и оказываешься на месте. Представляешь, добираешься 24 часа в пределах одной области. А у нас не самая большая область: Тюменская с головой накроет. Я иногда думаю - сколько раз за это время Европу можно облететь? Удивительно большая страна, и людей интересных на наш век хватит, значит, фильмы будут и из Екатеринбурга, и из Красноярска. Страна-то огромная.

Андрей Титов: «Людей интересных на наш век хватит» // Дневник «Саратовских страданий». 2005.