Библиотека

Архивное кино - обретения или потери?

Автор: Евгений Михайлович Барыкин

Борис Бабочкин. Актерские тайны ХХ века

В звучании  фамилии  этого замечательного актёра удивительным образом соединились два понятия:  бабочка - летучее, летнее создание и - вполне ласковое, наше, домашнее отношение к русской женщине, крестьянке, работнице... Ну, а с какой фамилией мог прийти в столичный артистический бомонд 20-х годов парень из Саратова? Наверное, как раз с такой.

В те  времена  ещё  не  было продюсеров,  которые, узрев
улыбчивого бойкого парнишку,  да узнав,  что у него этакая фамилия,
сказали бы:  вот с этим молодцом  мы и сделаем "лучший советский
боевик" (а именно так значилось на афишах под всемирно известным
названием картины). В общем, на саратовского  паренька не обратили
особого  внимания.  Однако,  наверное,  где-то  не  в  материальных
сферах за этим человеком уже был глаз да глаз, кто-то вел его охранно
через всяческие столичные  искушения.

         
          Таинство актёрского искусства он постигал, когда учился
почти с год у самого Михаила Чехова, потом  у знаменитого Иллариона
Певцова, чью студию "Молодые мастера"  закончил в 1921 году (- кстати,
с Певцовым впоследствии  он снялся в  фильме "Чапаев", оказавшись
со своим учителем "по разную сторону баррикад" - тот сыграл
белогвардейского  полковника Бороздина).
          Сценического опыта Бабочкин набирался на провинциальных
подмостках Иваново-Вознесенска,  Костромы, Самарканда. Затем все-таки
поработал  в Москве, но в 1927 году он уже на ленинградской сцене -
его персонажи шагают в ногу со временем, а  время  и партия требовали
героев плоть от плоти народной, готовых на великие жертвы ради новой
счастливой жизни.
          Тогда  еще  не  пользовались  определением  "харизма"  или, 
что не так уж удивительно - "секс-символ", но позволим себе утверждение
/и это не является нашим открытием/ - именно таким  воспринимало  и 
воспринимает до сих пор Чапаева шестое чувство кинозрителя  /"седьмое" -
чует его, как героя народных анекдотов,  но это только подкрепляет
вышесказанное/.  В картине все сошлось счастливо: и сама История, и
таланты режиссёров и всей съёмочной группы, и, главное, то, с каким
упоением и счастьем сыграл Борис Бабочкин своего героя, который стал
в его жизни благословением и...  тяжким крестом. Ничего лучше
в кинематографе он более не сотворил, ничего лучше братья Васильевы
более не сняли.  В 1934 году,  казалось,  вся страна пребывала
на одном единственном  киносеансе, и этим киносеансом был "Чапаев".
          Как ни странно, однажды "Чапай" одолел свинцовые воды Урала -
в короткометражном фильме 1941 года "Чапаев с нами" он вышел на берег,
где знаменитого начдива ждал отряд красноармейцев, готовых ринуться
в атаку на фашистов.
          Сам актёр долго преодолевал обаяние и гипнотизм  своего
героя - и в кино и на сцене он то отдалялся от него, то приближался,
играя советских людей или их ярых противников в чужих и собственных
постановках.  Он прекрасно  вписался  в ансамбль Московского Малого
театра,  где поставил несколько  спектаклей, среди них - знаменитых
"Дачников" по М.Горькому, позже им экранизированных.
          Борис Андреевич вёл во ВГИКе актерскую мастерскую и выпустил
нимало замечательных актёров. У него в разное время учились Ольга Гобзева,
Олег Видов, Наталья Богунова, Владимир Носик, Елена Соловей, Станислав
Захаров...
          В эти годы он нечасто появляется на киноэкране,  но одарил
телевидение двумя спектаклями - "Плотницкие рассказы" по Василию Белову
и "Скучная история" – по Чехову. Изумляющие по перевоплощению творения
мастера: в первом случае он исполнил роль простого русского  мужика 
(тогда еще нашего современника), во втором случае им поведано о жизни
русского интеллигента, современника Чехова. Но и тот и другой персонажи
воспринимаются сейчас как люди наших дней. В обеих этих ролях поражает
слияние авторов и актёра в понимании красоты, и беззащитной никчёмности
обыденной жизни...
          ...И все-таки они выплыли.  И герой Бабочкина и сам артист.

Барыкин Е.М. Архивное кино - обретения или потери? Три кинопортрета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stihi.ru/2010/06/30/7269. Дата обращения: 09.02.2021.