Архивное кино - обретения или потери?
Борис Бабочкин. Актерские тайны ХХ века
В звучании фамилии этого замечательного актёра удивительным образом соединились два понятия: бабочка - летучее, летнее создание и - вполне ласковое, наше, домашнее отношение к русской женщине, крестьянке, работнице... Ну, а с какой фамилией мог прийти в столичный артистический бомонд 20-х годов парень из Саратова? Наверное, как раз с такой.
В те времена ещё не было продюсеров, которые, узрев
улыбчивого бойкого парнишку, да узнав, что у него этакая фамилия,
сказали бы: вот с этим молодцом мы и сделаем "лучший советский
боевик" (а именно так значилось на афишах под всемирно известным
названием картины). В общем, на саратовского паренька не обратили
особого внимания. Однако, наверное, где-то не в материальных
сферах за этим человеком уже был глаз да глаз, кто-то вел его охранно
через всяческие столичные искушения.
Таинство актёрского искусства он постигал, когда учился
почти с год у самого Михаила Чехова, потом у знаменитого Иллариона
Певцова, чью студию "Молодые мастера" закончил в 1921 году (- кстати,
с Певцовым впоследствии он снялся в фильме "Чапаев", оказавшись
со своим учителем "по разную сторону баррикад" - тот сыграл
белогвардейского полковника Бороздина).
Сценического опыта Бабочкин набирался на провинциальных
подмостках Иваново-Вознесенска, Костромы, Самарканда. Затем все-таки
поработал в Москве, но в 1927 году он уже на ленинградской сцене -
его персонажи шагают в ногу со временем, а время и партия требовали
героев плоть от плоти народной, готовых на великие жертвы ради новой
счастливой жизни.
Тогда еще не пользовались определением "харизма" или,
что не так уж удивительно - "секс-символ", но позволим себе утверждение
/и это не является нашим открытием/ - именно таким воспринимало и
воспринимает до сих пор Чапаева шестое чувство кинозрителя /"седьмое" -
чует его, как героя народных анекдотов, но это только подкрепляет
вышесказанное/. В картине все сошлось счастливо: и сама История, и
таланты режиссёров и всей съёмочной группы, и, главное, то, с каким
упоением и счастьем сыграл Борис Бабочкин своего героя, который стал
в его жизни благословением и... тяжким крестом. Ничего лучше
в кинематографе он более не сотворил, ничего лучше братья Васильевы
более не сняли. В 1934 году, казалось, вся страна пребывала
на одном единственном киносеансе, и этим киносеансом был "Чапаев".
Как ни странно, однажды "Чапай" одолел свинцовые воды Урала -
в короткометражном фильме 1941 года "Чапаев с нами" он вышел на берег,
где знаменитого начдива ждал отряд красноармейцев, готовых ринуться
в атаку на фашистов.
Сам актёр долго преодолевал обаяние и гипнотизм своего
героя - и в кино и на сцене он то отдалялся от него, то приближался,
играя советских людей или их ярых противников в чужих и собственных
постановках. Он прекрасно вписался в ансамбль Московского Малого
театра, где поставил несколько спектаклей, среди них - знаменитых
"Дачников" по М.Горькому, позже им экранизированных.
Борис Андреевич вёл во ВГИКе актерскую мастерскую и выпустил
нимало замечательных актёров. У него в разное время учились Ольга Гобзева,
Олег Видов, Наталья Богунова, Владимир Носик, Елена Соловей, Станислав
Захаров...
В эти годы он нечасто появляется на киноэкране, но одарил
телевидение двумя спектаклями - "Плотницкие рассказы" по Василию Белову
и "Скучная история" – по Чехову. Изумляющие по перевоплощению творения
мастера: в первом случае он исполнил роль простого русского мужика
(тогда еще нашего современника), во втором случае им поведано о жизни
русского интеллигента, современника Чехова. Но и тот и другой персонажи
воспринимаются сейчас как люди наших дней. В обеих этих ролях поражает
слияние авторов и актёра в понимании красоты, и беззащитной никчёмности
обыденной жизни...
...И все-таки они выплыли. И герой Бабочкина и сам артист.