Библиотека

Об элитарности и массовости (Интервью с Андреем Шемякиным)

Автор: Григорий Гришин

- В прошлом году Вы были в числе членов жюри, а в этом приехали в качестве гостя и создателя передачи «Документальная камера». Какие впечатления прошлого года повлияли на Ваше решение приехать сюда в этом году? 

- Всегда хочется выстроить некую последовательность событий. Внешне все вышло совершенно случайно, внутренне – достаточно обосновано. Хотя я и не принадлежу к числу отцов-основателей фестиваля, но могу смело причислить себя к тем, кто еще до возникновения «Стра даний» убеждал саратовских коллег в необходимости иметь свой фестиваль как оптимальную форму проката документального кино. Потом обстоятельства складывались таким образом, что два года подряд я никак не мог выкроить время и приехать, хотя меня постоянно приглашали. Однако в прошлом году я как член жюри был вынужден выкроить время и приехать в Саратов. Тогда мы сняли сюжет о фестивале, чтобы поставить его в нашу программу, - «Кинофестиваль - зрелище для масс или концепция кинопроцесса?» Сейчас, опираясь на то, что здесь происходит, мы хотим сделать сюжет «Что такое докудрама?» Потому что мелодрама – это частный случай драмы, а докудрама – жанр, хорошо известный на Западе, но совершенно не известный у нас. 

Документальная же мелодрама – это и вовсе нечто несусветное, но тем не менее и здесь есть свои креативные идеи, заложенные в концепции жанра. Поэтому мы будем говорить не столько о фестивале, поскольку не имеем права его пиарить, но можем воспользоваться им как поводом для разговора о документальном кино. У меня нет никакой сложившейся концепции, мы снимаем, как говорят антропологи, в режиме включенного наблюдения. Потому что сейчас никто не в состоянии предсказать, какие события произойдут на фестивале – возможно, здесь произойдет нечто, что в корне перевернет наши представления о документальном кино… 

Возвращаясь к вашему вопросу, хочу сказать, что если бы я мог, я бы непременно был на первом фестивале, потому что мало какой из них волнует меня так, как «Саратовские страдания». Не только потому, что здесь близкие мне люди, коллеги, но и потому, что здесь осуществляется отчаянно смелый эксперимент: опи-раясь на жанр, организаторы пытаются найти рецепт массовости документального кино. Поэтому мне всегда интересно, во что выльется тот или иной сюжет, который мы здесь наблюдаем. С другой стороны, я совершенно четко понимаю, что сейчас не время для эстетских игр, и сегодня главная наша задача – донести до зрителя, что документальное кино есть, оно может быть интересным, оно развивается, оно популярно во всем мире. Мне бы очень не хотелось, чтобы Саратов с его богатейшей театральной культурой оказался на обочине этого процесса. Но здесь, в отличие от Самары, где сохранился сильнейший киноклуб, аудиторию документального кино надо создавать заново. Поэтому главный импульс приехать сюда заключался в том, чтобы приехать к друзьям и помочь им в меру своих возможностей сделать так, чтобы фестиваль в полный голос заявил о себе прежде всего как локальное событие. 

- Фестиваль, на Ваш взгляд, может помочь непростой задаче трансформации документального кино в массовый жанр? 

- Фестиваль сам по себе явление элитарное. Это форма проката фильмов, которые вне фестиваля зрители никогда бы не увидели. Это лаборатория массовости кино – явное противоречие в терминах, как сказал бы Бердяев. Всё дальнейшее – это уже другой вопрос. Я бы сформулировал девиз фестиваля следующим образом: «Победа на нашем фестивале каждый фильм делает массовым». Вот это супер!


Гришин Г. Об элитарности и массовости  // Дневник «Саратовских страданий». 2007.