Библиотека

«Река времен в своем стремленьи...»: интервью с Дмитрием Луньковым

Автор: Мария Ерохина

Фильм Дмитрия Лунькова «А если что и остается» (Россия, 2005, 52 мин.), - судьба двух человек - девушки Таисии и солдата Василия, чья переписка случайно нашлась в одном из предназначенных под снос домов. Об истории этого фильма и особенностях военного кино рассказывает режиссер Дмитрий Луньков.

- Вы долго готовились к этому фильму?

- Ну как вам сказать… Письма лежали у меня долго, я сначала даже думал, что скорее о них напишу, но им нашлось вот такое применение. В фильме использованы практически все письма - когда я их читал, мне было очень жаль этих людей. Мне и сейчас их жалко. Я сам был в том разрушенном доме, где нашли письма, но теперь уже никто не знает, что это была за девушка Тая, где она? Как сон какой-то – было и исчезло без следа… Спасибо судьбе, что сохранилось хоть это.

- В одном из своих недавних интервью Вы признались, что уже зафиксировали практически все человеческие типы, которые были Вам интересны, и будете теперь снимать только то, что уж очень сильно Вас поразит. Чем так затронули эти письма?

- Помните, фильм у меня начинается с цитаты из Державина? «Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей…» Так вот это то, о чем я уже долго думаю: эти письма подтвердили зыбкость жизни, быстротечность ее, бес- следность. Это как потрясение - были люди, любили, и что от них осталось? Ничего нет, кроме бумаг.

А потом смотрите - фронтовые письма становятся теперь частью материальной культуры. Одна из моих студенток мне по этому поводу написала так: сейчас мы можем потрогать бумагу, которая пе- режила все невзгоды. Понимаете, потрогать? Как в одном фильме героиня говорит: «Что бы у меня осталось, если бы в окопах были телефоны?» И третье: это фильм для меня стал чисто худо- жественным экспериментом. Я долго колебался, ведь там нет ничего, кроме самих писем. Это была такая проба на кинематографичность письма. Они, правда, стали своего рода связкой, дальше я процитировал свои «Куриловские калачи» и «Жи- вут Тельновы», которые рядом с этими письмами приобрели какой-то новый смысл.

- В чем, по-вашему, заключается особенность фильмов о войне? Как их нужно сейчас снимать?

- Во-первых, и это, я считаю, самое главное – нужно говорить от первого лица. Это мой личный фильм, мое личное отношение и взгляд. Да, именно так – делать его от себя и дорожить им, как своим детищем! И здесь важна искренность, соучастие, боль. Мы фильмы делаем не для юбилеев и не для начальства – это скорее отчет перед собой, своей собственной совестью. Я страдал, читая эти письма, и поэтому снял так. Это личный выкрик, стон, монолог – как хотите… Я сказал то, что хотел сказать. Как говорит один из героев, «История войны зависит от того, в какую сторону повернется кинокамера».


Ерохина М. «Река времен в своем стремленьи...»: интервью с Дмитрием Луньковым // Дневник «Саратовских страданий». 2005.