Библиотека

Вглядываясь в лица

Автор: Евгения Изотова

Информационная кинопрограмма «Лицо человека»(1960-1990), составленная из хроникальных сюжетов из собрания Фильмофонда Нижне-Волжской студии кинохроники обозначила на фестивале мотив ностальгии. 

В этих фильмах запечатлена жизнь целых поколений. Тема войны проходит практически через все сюжеты. Сегодня к ней  относятся по-другому: сменились поколения, война перестала быть живым воспоминанием, превратившись в эпическое сказание о великих героях прошлого. Хроника дает возможность увидеть людей, которые несут в себе и страдания, и трагедию войны, и гордость победы. В зарисовке «Карусельщик Кузьмичев» есть кадры, на которых лицо главного героя, ветерана войны, снято через мелькающие силуэты веселых малышей, радующихся солнцу и лету. Карусельщик улыбается. И непонятно, в чьих глазах больше восторга - детей, получающих в жизни первые мгновения счастья, или этого человека, который отвоевал себе право дарить это счастье детям. 

Мотив счастливого, творческого труда, совсем ушедший из современного искусства, наполняет кадры сюжетов и об актрисах Зое Спириной и Валентине Ермаковой, и о хирурге Галине Захаровой, и об участковом Бахтине, и о бакенщике Евтееве. Мы не верим больше в светлое будущее, стали циничнее и суше, вероятно, поэтому зрители с таким невероятным удовольствием погружались в атмосферу уже далекого советского прошлого. Помимо характерных зрительных образов, ведущую роль в сотворении этой ностальгической реальности играют закадровый текст, дикторская интонация. Удивительно, но ощутимые в ней оттенки штампованности фраз, лубочности, наивной народности вместо раздражения и иронии вызывает радость от того, что это твоя история и твое прошлое.

Изотова Е. Вглядываясь в лица // Дневник «Саратовских страданий». 2006.