Библиотека

Знакомые люди (о фильме «Без права на пощаду»)

Автор: Евгения Изотова

Игровая лента «Без права на пощаду» снята на саратовском телевидении в 1970 году. Этот фильм - яркий пример лирического, мелодраматического детектива – жанра, популярного в нашей стране в конце 1960-х.

Неспешно и основательно развивается линейный конфликт картины. Время художественной реальности не торопится, а терпеливо ждет, пока спокойный и выдержанный следователь прокуратуры в исполнении Бориса Белова и молодой, активный и спортивный, подающий большие надежды милиционер в исполнении Бориса Дмитриева изобличат преступника.

Образ главного злодея создал восхитительный Юрий Петрович Кисе- лев – легенда ТЮЗа, человек, традиционно ассоциирующийся у нас не с криминальными драмами, а с умными и точно интонированными спектаклями саратовского театра юного зрителя.

Великая Отечественная война выступает не только порождающим действие началом, но и подчеркивает идею неизбежности наказания, которое настигнет предателя и убийцу. У таких преступлений нет срока давности.

Статичные позы, лирические планы. Мгновения застывают, давая возможность и персонажам, и зрителям оглядеться. Одним, чтобы найти улики, другим, чтобы, с замиранием сердца вглядевшись в картинку, отыскать в кадре «свою» улицу, «свой» дом, «свой» гарнитур, ковёр, хрустальную вазу, «свой», хотя для многих зрителей уже и «бабушкин», холодильник, письменный стол.

В этом саратовском, знакомом до мельчайших деталей пространстве живут другой жизнью. Жизнью, где круглобокие троллейбусы ходят точно по расписанию, где трудятся в третью смену и ездят отдыхать по профсоюзной путевке. Время, в котором живут смелые и честные люди. Трусливые и двуличные, конечно, тоже есть, но чувствуется непоколебимая уверенность в том, что смелые и честные их обязательно разоблачат и накажут.

Прекрасны женские образы картины. Они созданы в характерной для фильма наивно-идиллической манере, но при этом и кондукторы троллейбусов, и администратор филармонии, и, конечно, главная героиня-жертва, сыгранная Риммой Беляковой, невероятно женственны и по-настоящему красивы.

Современному зрителю сложно оценить в полной мере работу творческой группы этой картины: как выстраивали свет, добивались качественного звука, искали натуру. О съёмках фильма на встрече со зрителями рассказали актриса Римма Белякова и оператор картины Виль Абузяров, для которого детектив «Без права на пощаду» стал дипломной работой во ВГИКе.


Римма Белякова, народная артистка России

Сниматься в этом фильме было очень интересно. Это был мой второй год в Саратове. Мы с режиссером Полонским жили в одном дворе. Утром иногда встречались, когда шли на работу. Он мне говорил, что у него есть очень интересный сюжет, но я не предполагала, что он пригласит меня на главную женскую роль. Главного злодея играл Юрий Петрович Киселев, и когда я спросила его, что он будет делать в картине, Юрий Петрович серьезно ответил: Я тебя убивать буду.

Я вспоминаю эти съемки с радостью и удовольствием. Сил было много. Тогда мы только узнавали специфику кино.

Главным достоинством ленты «Без права на пощаду» стало разрушение стереотипов: стереотипов амплуа, технического решения, стереотипа родного города, стереотипа разделения времени на настоящее и прошлое. Благодаря жизни, запечатленной на пленке, далекое становится близким, а с экрана на нас начинают смотреть знакомые люди.


Виль Абузяров, кинооператор

В этом фильме впервые на саратовском телевидении стали снимать в реальных интерьерах. Из 80 объектов отобрали 38: квартир, дворов, проходных. Снимали в клубе завода Техстекло. Чтобы сделать хороший звук, пришлось снять полы, засыпать щебень, положить половую доску, стены затянуть капроном, потом парусиной. Оштукатурили и начали снимать. Интересно, что пока я был студентом, то снял четыре художественных фильма. А как только окончил ВГИК, все грохнулось - фильмы в Саратове перестали снимать. Обидно.

Изотова Е. Знакомые люди // Дневник Саратовских страданий. 2006.