Библиотека

В жанре кино-пьесы (о фильме «Строится мост»)

Автор: Григорий Гришин

Действие фильма «Строится мост», снятого в Сара- тове в 1966 усилиями киностудии «Мосфильм» и театра «Современник», разворачивается в дни строительства моста через Волгу – одного из главных символов Сара- това.

Режиссёром выступил художественный руководитель «Со- временника» Олег Ефремов. В главных и эпизодических ролях занята вся труппа легендарного театра 60-х: сам Олег Николаевич, Евгений Евстигнеев, Владимир Заман- ский, Галина Волчек, Михаил Казаков, Людмила Гурченко, Игорь Кваша, Олег Даль, Пётр Щербаков, Лилия Толмаче- ва и, конечно, Олег Табаков – президент телекинофестиваля, к юбилею которого и был приурочен показ.

Выступивший перед началом сеанса киновед Владимир Семенюк отметил, что «Строится мост» – редко демонстрируемый фильм. Не понравившийся партийному начальству, он был практически положен на полку в СССР. При сверхзвёздном составе и несомненных художественных достоинствах фильм мало известен широкой публике. В основе картины лежит очерк Николая Мельникова, понравившийся Олегу Ефремову и переработанный им в киносценарий. Кинокритика отмечала необычную жанро- вую ориентацию фильма «Строится мост», синтезирую- щего кино и драматическое искусство. Для картины было подобрано уникальное жанрово-видовое определение «кино-пьеса».

В центре фильма, сюжетное полотно которого распадается на бессчётное число частных судеб и личных конфликтов, находится жизнь строителей моста, показанная через историю встреч и знакомств с ними московского журналиста, приехавшего в командировку в Саратов. Бытовое и личное в картине переплетается с коллективным – общим делом строительства, которым в равной степени живут все герои фильма. Кочевая романтика сильных и искренних людей – своего рода новой генерации волжских героев раннего Горького – противостоит унижающей и убивающей человека политической бюрократии. Особенность картины «Строится мост» в исключительном для советского кинематографа внимании, которое уделено интимно-личной сфере человеческих отношений – теме, на которую был до крайности скуп советский кинематограф.

В.А. Гришина, инженер-мостостроитель: – Больше всего в фильме мне понравилось правдивое изображение духа времени и быта. Это, во-первых, за- раженность общим делом, вовлеченность в профессию, характерные для мостовиков. Работников Мостоотряда №8, которые вели строительство моста в 50-х – 60-х годах, объединяла гордость за свою работу – они строили самый большой на то время мост в Европе. А во-вторых, кочевой и крайне неустроенный характер личной жизни, который был нормой для квалифицированного состава мостостро- ителей, переезжавшего от одного объекта к другому по всей стране. Инженерные работники и мостовики в 60-е годы, среди которых были и мои родители, дома своего не имели. Хотелось бы отметить физиономическую похожесть героев фильма на их прототипы среди строителей сара- товского моста. Особенно заметно это на примере руково- дителей строительства – секретаря парткома и главного инженера (Владимир Заманский, Игорь Кваша).

Гришин Г. В жанре кино-пьесы // Дневник «Саратовских страданий». 2005.